Любящий муж: путь от Макаренко до Сухомлинского

Мне хотелось бы порассуждать об одной довольно типичной ситуации, которая кажется забавной только на первый взгляд. Это случаи, когда мужья воспитывают своих жен. Мы уже привыкли к аналогичным попыткам женщин усовершенствовать свою втору половину. На эту тему очень много написано и сказано. Более того, именно женщины чаще всего обращаются к психологам с подобными проблемами: «Как мне объяснить ему, что он неправильно поступает? Как приучить его убирать носки, дарить мне цветы, общаться с ребенком и т.п.?». За этими попытками чаще всего стоит вполне понятная потребность облегчить своё семейное существование, сделать его более ярким и эмоционально насыщенным. Эти сложности чаще возникают в семьях, где женщина пытается быть сильной и демонстрировать свое лидерство. Являясь эмоциональным центром семьи, жены прекрасно справляются со своими педагогическими задачами, занимая позицию «серого кардинала». 

Мужчины с этими вопросами обращаются значительно реже. Но у них и мотивация другая: они пытаются воспитать свою вторую половину для её же блага, чтобы облегчить её жизнь. Педагогические порывы у мужей, как правило, возникают в парах, где соблюдается традиционное гендерное распределение ролей: «сильный» мужчина и «слабая» женщина. Очень часто мои клиентки рассказывают о том, что впервые желание развестись у них возникало во время того, когда мужья «сажали их за руль».

 

Мужчины, воспитывающие своих жен, мотивируют свои педагогические порывы обычно следующим образом: "Я её люблю, поэтому мне не безразлично все, что она делает, и я просто обязан предостеречь её от возможных ошибок". Критике подвергаются и её опоздания на работу, стилистика ведения переговоров, даже качество выполнения профессиональных задач. Мужское воспитание затрагивает все сферы жизни женщины, где, как кажется сильной половине, она недостаточно успешна. Как известно, педагогическая карьера А.С Макаренко начиналась в лагере для беспризорников. Значительно опередив Крестного отца, он доказал, что: «С добрым словом и пистолетом можно добиться большего, чем просто с одним пистолетом». Размахивая пистолетом любви, мужчины забывают, что испуганная и загнанная в угол женщина, отличается от беспризорника, которого сила и власть центрируют и активируют. Демонстрируя силу любви перед трудновоспитуемой женой, он наоборот, провоцирует саботаж и демотивирует её.

 

В классах у Сухомлинского, если кто-то из учеников чувствовал себя обиженным или несчастным, он ставил на подоконник вазу с сиреневым цветком. Женщину можно запугать, но нельзя заставить силой эффективно изменить поведение. Наверное, стоит отказаться от позиции Крестного отца, от пистолета: «Доброе слово и кошке приятно».

 

Психолог Елена Кулёва, +7 (921) 742 54 85