Коммуникативный тренинг – трудности перевода

Коммуникативные тренинги окончательно закрепили за собой позицию очень популярного времяпрепровождения. За исключением узконаправленных корпоративных занятий, призванных «натаскать» сотрудников на строго определенные формы поведения, все остальные подобные занятия чаще всего сводятся к развлечению, к пребыванию в атмосфере «психологического санатория» (термин предложен Еленой Сидоренко, одного из успешных отечественных тренеров). У участников возникает иллюзия того, что прослушав эмоционально заряженное выступление ведущего о том, как стать успешным менеджером, как заработать много денег, привлечь успех, поверить в себя и т.п., у них это всё появится как-то само по себе. Если еще при этом они похлопают в ладоши, споют мантру успешности, побродят с завязанными глазами по помещению, напишу и озвучат в группе план финансового и личностного развития, то результат гарантирован.

Потом эти люди уходят в свою жизнь, эйфория тренинга пропадает и они остаются «при своих» со смутным ощущением собственной неправоты. Реальное обучение более эффективным формам поведения наталкивается на очень большое внутреннее сопротивление и требует от участников тренинга не только энергозатрат, но и большого личного мужества. Чем выше коммуникативный уровень участников, чем более они харизматичны, тем труднее им учиться новым формам поведения. У каждого человека есть свой собственный, уникальный опыт успешности. Этот опыт является результатом предыдущей жизни человека и достался ему не просто так. Он приходит на тренинг и для начала ему надо признать, что он не всегда прав и самому найти и публично обозначить свои слабые места. Это называется «запрос на работу». Успешный человек не любит заявлять во всеуслышание о своих ошибках. Но именно они являются зоной роста. Если человек приходит на тренинг и говорит, что он неуспешен – учить его чему-либо просто бессмысленно.

 

Предположим, что нам удалось уговорить успешных людей заявить о своих зонах роста. Тогда возникает следующий барьер: этот человек должен «вписать» новые форматы поведения в свою повседневную жизнь. Это маленький личный подвиг и ни один тренер не сможет за него это сделать. Только по прошествии времени маленькие изменения в поведении могут привести к большим успехам.

 

Должна ли звезда меняться? Как воспримет её окружение эти перемены? Одно из качеств, за которое мы любим звезду, лидера – это постоянство, ассоциирующееся у нас с надежностью. Мне кажется, что единственной причиной, которая может подтолкнуть звезду к развитию? Может быть, её стремление сохранить свою способность сиять как можно дольше. Постепенно окружение привыкнет к тому, что цвет лидера меняется, но яркость остается неизменной.

  

Психолог Елена Кулёва, +7 (921) 742 54 85