Bыученная беспомощность

Когда террорист расстреливает безоружных людей, мы рассматриваем это событие только с двух сторон. С одной – мы видим некое олицетворения зла, человека, готового ради своих убеждений или безумных идей убивать ни в чем неповинных жертв. С другой – институты защиты, которые не досмотрели, не доглядели, не предотвратили. Между тем, есть еще и третья сторона – люди, ставшие жертвами. Почему именно они оказались в этом месте и в этот час? На мой взгляд, такая черта, как виктимность (подсознательное ощущение себя жертвой), очень тесно связана с понятием «выученной беспомощности». Этот термин был предложен американским психологом Д. Селлигманом и означает, что здоровый, взрослый человек, имеющий все возможности для сопротивления, практически сразу сдаётся, столкнувшись с трудностями в жизни.

Подобная пассивность подкрепляется субъективным ощущением невозможности и бессмысленности противостояния внешним силам, т.к. они все равно обладают большим ресурсом. Выученная беспомощность является следствием воспитания и Селлигман выделяет три фактора, способствующие формированию этого личностного тренда.

 

Первый фактор – это тотальный негативизм: все, что бы ребенок ни сделал, он получает только негативную оценку. Входя во взрослый мир, он будет подсознательно находить негативные для себя ситуации. Второй фактор – рассогласование действий ребенка и их последствий. За одни и те же действия ребенок может быть в одно время поощрен, в другое – наказан, без всякого логического обоснования. Во взрослой жизни у такого человека будет субъективное ощущение непредсказуемости и бессмысленности в отстаивании своих интересов. Третий фактор – тотальное поощрение: в ответ на все свои действия ребенок получает только положительное подкрепление. Став взрослым, он оказывается абсолютно неподготовленным к конкурентной борьбе, которая затрагивает все сферы жизни.

Возникает вопрос, что делать, если выученная беспомощность уже укоренилась в нашем сознании? Если человек сам задает себе этот вопрос, то значит, он не совсем беспомощен и у него сохранилась способность самостоятельно мыслить. Мысль – это тоже действие. Тщательно проанализировав ситуацию, можно начать совершать отдельные поступки для достижения своих целей. Постепенно выученная беспомощность трансформируется в обычную осторожность. Если же жертвенное поведение демонстрирует близкий вам человек, не стоит его за это порицать. Любое порицание способствует усилению беспомощности. Надо своим примером демонстрировать альтернативное поведение и в совместных действиях ни в коем случае «не поддаваться на провокации» и не оказываться в позиции жертвы вместе с виктимным человеком.

 

Психолог Елена Кулёва+7 (921) 742 54 85