Развитие интеллектуальных способностей

Каждый человек постоянно меняется. Если он не идет вперед, то, значит, он начинает двигаться в обратном направлении, то есть деградирует. Психологи определяют интеллект, как «способность организма приспосабливаться к условиям окружающей среды». Поэтому мы можем говорить не только об интеллектуально поведении человека, но и об интеллекте животных. Тем не менее, чаще под интеллектом мы понимаем именно способность к умственной деятельности. Развитие интеллектуальных способностей обычно происходит в контексте культуры, к которой мы принадлежим. В тестах на интеллект заложены вопросы на, так называемую, общую осведомленность (про тесты читайте в моей статье). Иногда это доходит до курьезов. Дочь моих друзей, впоследствии блестяще закончившая университет, не могла поступить в первый класс хорошей школы, т.к. не набрала необходимых баллов как раз за общую осведомленность.

Всю свою сознательную жизнь проведя в городе, она не смогла ответить на вопрос: «Где растет картошка?». Для того, чтобы развивать интеллектуальные способности, надо понять, зачем это нужно делать. Для того, чтобы иметь хороший IQ, нужно просто научиться заполнять тест. В этом колоссальный недостаток этих тестов. Для того, чтобы научиться сложным видам интеллектуальной деятельности, надо научиться двум вещам:

 

  • во-первых, самовыражаться на языке той культуры, к которой вы принадлежите. Иными словами, пройти программу средней школы. Существует, конечно, легенда про бомжа, нигде не учившегося, но сумевшего доказать теорему Ферма. Но, ведь никто не смог понять, как он это сделал. И это был всего один бомж. Миллионы ему подобных уносят с собой свои миры, так и не научившись выражать себя на языке современников.
  • во-вторых, надо понять, как работает ваш мозг. Когда он продуктивен, а когда – нет, сколько времени ему надо на восстановление, чем его можно стимулировать и т.п.

Только почувствовав особенности своей интеллектуальной деятельности, можно начинать её совершенствовать. Мозг тренируется постепенно, точно так же, как накачиваются мышцы в спортивном зале. Когда мы перестаем тренироваться, навыки интеллектуальной деятельности, как и физической, утрачиваются. Если мы себя перегружаем – наступает срыв.


Очень важно развитие интеллектуальных способностей в зрелом возрасте. Пожилые люди способны учиться. Новая информация усваивается благодаря большому жизненному опыту. Заставив мозг находиться активном, бодром состоянии, можно не только сделать себе интересную, мудрую, бодрую старость, но и продлить себе жизнь.

 

Психолог Елена Кулёва, +7 (921) 742 54 85