Психологическая помощь семье ребенка инвалида

В последнее время слово «инвалид» корректно используется как термин социальных служб при определении объемов пособий, качества и количества причитающихся льгот и т.п. Во всех остальных контекстах оно имеет негативный оттенок и заменяется такими выражениями, как «человек с ограниченными возможностями» или «особенный человек». Психологическая помощь семье ребенка инвалида начинается с того, что родители учатся видеть и ценить те новые грани жизни, которые открываются им, благодаря особенностям их ребенка. Любые физические особенности, а также особенности восприятия накладывают свой отпечаток на стиль жизни как самого ребенка, так и на жизнь всех членов семьи. Появление на свет особенного ребенка может стать своеобразным испытанием для родителей, т.к. это становится для них полной неожиданностью. Им часто кажется, что, если их ребенок другой – то он – хуже и ущербнее сверстников. Сам ребенок обычно этого не осознает до тех пор, пока ему это не объяснят сами же родители или другие дети, которым, в свою очередь, это сообщили их родителя.

Очень часто в семье особенных детей культивируется гипертрофированное чувство незащищенности перед социумом, подсознательно провоцируя окружающих на агрессию. Для того, чтобы избавиться от этого вредоносного чувства ущербности, всем членам семьи необходимо научиться не просто жить в изменившихся условиях, но и развиваться, и получать удовольствие от жизни.

Как правило, существуют два вида воспитания особенных детей: стараться «вписать» такого ребенка в мир «здоровых» людей или допустить возможность более изолированного развития. В первом случае родители обрекают себя на необходимость проделать огромную работу без гарантированного результата. Неизбежное насилие, сопровождающее этот процесс, может значительно осложнить отношения между членами семьи. Если особенный ребенок развивается более изолированно, то он взаимодействует в большей степени с себе подобными. Это предполагает более спокойный стиль жизни, но родителям необходимо предусмотреть, как сложится жизнь ребенка после того, как они будут не в силах заботиться о нем.

Вне зависимости от того, по какому пути пойдет семья, родителям надо научить ребенка жить в тех условиях, которые обусловлены его состоянием здоровья. Надо уметь честно сказать ему, что какие-то стороны действительности для него недоступны. Зато эти ограничения помогут открыть ему те грани жизни, которые навсегда останутся тайной для большинства людей.

 

Психолог Елена Кулёва, +7 (921) 742 54 85