Повышение самооценки – наша цель?

Самооценка не бывает повышенной или пониженной. Она бывает только адекватной и неадекватной. Когда моему сыну было 12 лет, он подрался с двумя мальчишками, которые были старше и сильнее. Его, естественно, побили. Потом он плакал и говорил: «Я – слабак. Я ни на что не способен». К счастью, я эту историю знаю со слов мужа моей подруги, который их разнимал. Все уверения взрослого мужчины, что он прекрасно дрался, не были услышаны. О какой самооценке в данном случае приходится говорить: о повышенной – о хотел справиться с более, чем вдове, превосходящей его силой? Но он сам в этот момент считает, что она - пониженная. Как правило, неадекватная самооценка является зеркальной. Человек, презирающий себя за то, что он не справился с той или иной жизненной ситуацией, в глубине души считает, что он способен на нечто большее.


Тот, кто склонен подчеркивать свои достижения, наоборот, наедине с собой склонен недооценивать себя. Наша цель – не повышение самооценки, а приведение её в адекватное состояние. Этому способствует грамотное целеполагание.

Известный американский психотерапевт Эрик Берн раздели всех людей на три группы: Победителей, Неудачников и Непобедителей. Победители – это те, кто сами ставят себе цели их достигают. Непобедители – это те, кто достигают в жизни цели, но не те, к которым стремились. Неудачники вообще ничего не достигают и живут по остаточному принципу. В жизни есть огромное количество примеров того, как люди, находящиеся на вершине социальной пирамиды, чувствуют себя Непобедителями потому, что не сделали того, о чем мечтали: миллионер осознает, что никогда не будет футболистом, а успешный руководитель всю жизнь мечтал быть рок-музыкантом. Часто свои нереализованные ожидания они перекладывают на своих детей, прямо или косвенно транслируя им: «Я не сделал (ла) в жизни того, о чем мечтал, а у тебя нет ограничений. Ты можешь все, надо только захотеть по-настоящему». С этой директивы, как правило, начинается развал адекватной самооценки. С этой же программы начинается демотивация. Ребенок, которому дали программу, что он может все, сталкиваясь с первыми разочарованиями реальности, саботирует жизнь, как только замечает свои ошибки и несовершенства.

 

У каждого из нас есть свои ограничения. Они могут быть своеобразной системой координат, позволяющей проложить маршрут целеполагания. Можно, конечно, задаться целью и доказать, что «у меня нет ограничений». Но тогда это будет уже другая история. Адекватная самооценка начинается с осознания своих сильных и слабых сторон. Не стоит корить себя за недостатки, т.к. они, как известно, являются продолжением наших достоинств. Далее человек начинает строить жизненные планы, учитывая свои индивидуальные особенности. Выработка адекватной самооценки начинается с осознания собственной индивидуальности и уникальности своего жизненного пути.

 

Психолог Елена Кулёва, +7 (921) 742 54 85