Сын не хочет ходить в детский сад

Вопрос:

 

Мне нужен совет по поводу сына. Ему 5 лет и я никак не могу приучить его к садику. Когда ему было 3 года, то мы пробовали отдать его в сад, но это был настоящиё кошмар. Дело в том, что он почему-то боялся детей и их прикосновений, пока мы водили его в сад (около двух недель), он стал плохо есть и спать, очень боялся идти в садик и всё время спрашивал, когда мы опять туда идём. Поэтому я перестала его туда водить. 

 

Вместо садика я стала водить сына в развивающий центр, где в группе не более 5-6 детей. Группа ему нравилась, ходил с удовольствием целый год, но не отпускал меня из комнаты, где проходили занятия. То же делали и другие дети (такая вот группа детей подобралась). Через год занятий педагог попросила родителей ожидать в коридоре, было сложно (детки сопротивлялись), но у нас получилось и я этому была очень рада! Но продолжалась моя радость недолго – сын стал отказываться ходить на группу, по дороге устраивал истерики, мне стоило железных нервов довести его до занятия. Спрашиваю, что ему там не нравится – говорит, что всё нравится. Попросила его нарисовать занятия в группе – он нарисовал себя и педагога. Спрашиваю, где дети, отвечает, что их нет, они болеют и он этому рад, он не хочет, чтобы они присутствовали на занятиях. Как мне быть? Что делать с сыном? Лиля


Ответ:

 

Лиля, здравствуйте!

Развитие ребёнка происходит скачкообразными этапами, когда формируются новые мозговые структуры, меняется и осваивается новое поведение, для некоторых из них характерны возрастные кризисы, которые в норме проходят довольно быстро, принося с собой много необходимых и полезных психике ребёнка изменений сразу, но могут и затягиваться, если формирование мозговых структур не закончено, либо не хватает чего-то, какого-то примера в поведенческой сфере, ощущения безопасности.

 

А теперь подробнее о чём это. В три года у ребёнка новый, очень важный этап в жизни, когда он находится между любимой и безопасной мамой и окружающим миром. С одной стороны, увеличивается потребность в самостоятельном изучении пространства, с другой, он должен быть уверен, что вы есть рядом и никуда не денетесь. Именно эта уверенность позволяет спокойно осваивать новый мир, постепенно отрываясь от родителя, исследуя новое, получая удовольствие от слов «Я сам!».

Но иногда случается так, что этот процесс затягивается или ребёнка что-то пугает и остаться наедине с группой детей или преподавателем становится страшно, тревожно и т. д. Все дети разные, у них разная скорость в развитии и разная чувствительность. По всей видимости, ваш ребёнок более сензитивен, чувствителен, чем другие дети, ему требуется большая постепенность и ваше понимание и терпение. Если вы хотите приучить ребёнка оставаться без вас в детской группе, нужно это делать медленно и постепенно, не торопясь, проговаривая, например, что сегодня вы будете в той же комнате всё занятие, а в следующий раз выйдете на 1 минуту и потом вернётесь. На втором занятии вы напоминаете вашу договорённость и выходите ровно на одну минуту, а потом возвращаетесь. Ваш ребёнок может реагировать бурными чувствами в первые несколько раз, но важно, чтобы вы это выдержали и были последовательны и предсказуемы. Объясняйте, что вы рядом, далеко не уйдёте. Можете предложить ему в какой-то момент, не сразу, возможность проверить, что вы действительно за дверью. И одного, двух раз может хватить, чтобы у вашего ребёнка получилось довериться тому, что если вы ушли, вы не пропали навсегда, вы доступны и где-то рядом.

Так продолжаете делать пока не дойдёте до всего часа, проговаривая, что вы выйдете и обязательно вернётесь через ... количество минут. Очень важно соблюдать временной регламент и не задерживаться дольше, чем вы обещали. Постепенно у вашего сына сформируется доверие к вам и другим взрослым, а значит, станет спокойнее оставаться без вас в кругу своих сверстников, ими интересоваться, начинать дружить.

С уважением, Рура Гаркушапсихолог в Санкт-Петербурге, +7 (921) 742 54 85